Почему новый режим взимания НДС важен для международных компаний

В соответствии с Федеральным законом от 27.11.2017 N 335-ФЗ с 2019 года иностранные организации, оказывающие электронные услуги российским организациям (т.е. в формате B2B), должны встать на налоговый учет в РФ, самостоятельно рассчитывать и уплачивать НДС. Данные изменения были приняты, несмотря на то, что постановка на учет иностранных организаций, оказывающих электронные услуги в формате B2B не была рекомендована ОЭСР (согласно рекомендациям ОЭСР постановке на налоговый учет должны подлежать только иностранные организации, оказывающие электронные услуги физическим лицам).

Российские организации-покупатели электронных услуг с 2019 года не должны исполнять обязанности налогового агента. При приобретении электронных услуг они имеют право на вычет НДС, предъявленного иностранной организацией, на основании договора и/или платежного документа с выделением суммы НДС и указанием ИНН и КПП иностранной организации, а также документов на перечисление оплаты иностранной организации, включая сумму НДС.

В случае расчетов с покупателями через посредников (агрегаторов) иностранные поставщики электронных услуг не обязаны вставать на налоговый учет. Субъекты национальной платежной системы (например, кредитные организации, а также организации и индивидуальные предприниматели, которые привлекаются кредитными организациями в целях осуществления отдельных банковских операций) и операторы связи, являющиеся посредниками при расчетах с покупателями электронных услуг, не признаются налоговыми агентами.

К электронным услугам относятся услуги, которые в своей обычной деятельности материнская или сервис-компания за рубежом могут оказывать российскому дочернему обществу, например:

  • предоставление права использования программ для ЭВМ и баз данных головного офиса;
  • хранение и обработка информации;
  • оказание услуг по администрированию информационных систем, сайтов в сети «Интернет»;
  • рекламные услуги в сети «Интернет»;
  • предоставление доменных имен, хостинг.

Иностранные компании с 2019 года будут обязаны встать на налоговый учет в РФ, даже если стоимость оказываемых ими электронных услуг несущественна. Таким образом, материнская или сервис-компания, предоставляющая право использовать ERP систему российскому дочернему обществу, и возмещающая часть расходов на оплату лицензии в рамках внутригрупповых расчетов, не только должна встать на учет по НДС в РФ, но и исчислять и уплачивать НДС в РФ.

Как соотносятся новые нормы с освобождением НДС услуг по предоставлению программных продуктов по лицензионным / cyблицензионным договорам?

Единственное существующее на данный момент освобождение от НДС услуг по предоставлению прав использования программ для ЭВМ сохраняется. Однако, для этого освобождения требуется, чтобы право пользования было предоставлено по лицензионному или сублицензионному договору. Иностранные поставщики подлежат постановке на налоговый учет даже в случае оказания электронных услуг, освобождаемых от НДС.

Почему постановка на учет не просто формальность?

Несмотря на то, что процедура регистрации иностранных поставщиков электронных услуг является простой и быстрой, она отягощена следующими негативными факторами:

  • необходимость несения расходов на дополнительный compliance в связи с учетом в российских налоговых органах и наличием личного кабинета налогоплательщика;
  • возможность налоговых органов проверять операции не только по НДС, но и по иным налогам;
  • необходимость раскрытия информации об иностранной группе;
  • администрирование запросов и требований налоговых органов касательно поданной отчетности, возможность налоговых проверок.

В случае нарушения обязанности по постановке на налоговый учет на иностранных поставщиков электронных услуг может налагаться штраф в размере 10% от полученных доходов согласно п. 2 ст. 116 НК РФ. При непостановке на учет и неуплате НДС со стоимости реализованных услуг взимается штраф 20% от неуплаченного налога.

Неурегулированные вопросы

Мы предполагаем вероятным возникновение споров в следующих ситуациях:

  • По одному внутригрупповому договору материнская или сервис-компания оказывает российскому дочернему обществу как электронные услуги, так и иные услуги. Предположительно, в данном случае будет необходима разбивка предоставляемых услуг на электронные и неэлектронные (например, НДС с консалтинговых услуг должен будет удерживаться налоговым агентом).
  • Сервисный контракт, помимо электронных услуг, предполагает установку оборудования и его наладку. Отсутствует ясность в отношении вопроса, возможно ли применения правил о вспомогательных услугах.
  • У иностранного поставщика электронных услуг отсутствует налоговая регистрация в РФ. Российский контрагент может добровольно исполнить функции налогового агента, то есть удержать и уплатить НДС, однако в данном случае у него существует риск отказа в вычете НДС.

В ближайшем будущем ожидаются официальные разъяснения от ФНС РФ по неясным вопросам применения нового порядка налогообложения электронных услуг. Однако, мы не ожидаем в 2018 году внесения изменений в НК РФ, освобождающих иностранные компании, оказывающих внутригрупповые услуги, от обязанности постановки на налоговый учет в РФ. Несмотря на то, что изменения вступают в силу с 2019 года, мы рекомендуем проанализировать внутригрупповые услуги уже сейчас, чтобы иметь возможность изменить бизнес-модель и / или позаботиться о документальном оформлении операций.

The content of this article is intended to provide a general guide to the subject matter. Specialist advice should be sought about your specific circumstances.