Вчера парламент принял за основу проект закона «Об очищении власти» - новость, которую давно ждали, с которой связывали большие надежды. Прочитав текст документа, наш автор – Леонид Антоненко, адвокат, член рабочей группы по разработке антикоррупционного законодательства и соавтор одного из законопроектов о люстрации, пришел к выводу, что надежды эти не оправдались

Осажденные требующим люстрации народом, депутаты одобрили, наконец, законопроект, направленный на создание условий для очищения власти в Украине. Первая, неудачная, попытка была предпринята 9 апреля ранее в этом году, когда ни один из законопроектов на эту же тему не смог набрать необходимое количество голосов парламентариев для включения в его повестку дня Рады. После этой неудачи было принято решение объединить усилия авторских коллективов для подготовки единого документа на основе нескольких отклоненных. Ранее мы анализировали эти отклоненные законопроекты, сегодня рассмотрим подробнее, что получилось согласовать на их основе.

Говоря о законопроекте в целом, хотели бы согласиться с мнением научно-экспертного управления Верховной Рады Украины о невысоком качестве документа. «Очевидные ошибки», «отсутствие отдельных слов», «неуместность их использования в контексте предложений», «незавершенность отдельных предложений» - все это, увы, вполне адекватные характеристики юридической техники, в которой выполнен документ. Законопроект трудно читать, отдельные его части противоречат друг другу, нормы сформулированы нечетко, дают возможность разного, порой взаимоисключающего, их толкования. Наши выводы основаны на результатах нашей собственной толковательной работы по устранению противоречий. Например, когда мы не могли точно установить, подлежит ли то или иное подвергнутое проверке лицо увольнению, мы делали вывод в пользу лица, а не в пользу проверяющих.

Вступление

Законопроект «Об очищении власти» №4359а (Проект) устанавливает обязанность должностных лиц и судей пройти специальную проверку, по результатам которой к ним могут быть применены меры ответственности в виде увольнения и запрета на занятие должностей в государственном аппарате на срок в 10 лет. Обе эти меры ответственности далее для простоты изложения мы будем именовать «люстрационной ответственностью», хотя в Проекте этот термин не используется. Такую же проверку должны пройти и лица, претендующие на занятие должностей в государственном аппарате. Должностные лица и кандидаты на государственные должности проверяются на предмет их соответствия определенным люстрационным критериям. Несоответствие этим критерием является основанием для привлечения к ответственности. Рассмотрим эти основания подробнее.

Люстрационные критерии

1. Занятие в прошлом определенной должности (основной люстрационный критерий). В основу отклоненных ранее люстрационных законопроектов была положена идея коллективной ответственности должностных лиц, и эта же идея лежит в основе Проекта. К ответственности привлекаются лица на том основании, что они занимали определенные категории должностей в государственном аппарате Украины или Советской Украины в определенный период времени в прошлом. Для наступления ответственности не требуется доказывать индивидуальную вину лица в совершении какого-либо деяния или бездействия. Достаточно установить его принадлежность к определенной должности.

«Черные списки»

Должности, занятие которых в прошлом влечет применение люстрационной ответственности в настоящем, разделены на две категории.

К первой категории относятся чиновники эпохи, олицетворяемой бежавшим из страны Президентом В.Януковичем. Для простоты изложения далее по тексту этот период украинской истории мы будем называть «эпохой преступной власти», используя характеристику, данную авторами Проекта в пояснительной записке. Сама эта эпоха почему-то делится в Проекте на два периода. Первый период охватывает время с 25 февраля 2010 г. до 22 февраля 2014 г. Второй период охватывает меньший (но совпадающий) промежуток времени - с 1 декабря 2013 г. по 22 февраля 2014 г.

К второй категории Проект причисляет партийных чиновников советского периода, начало которого не определено, но конец обозначен 19 августа 1991 г.

Цель люстрационной проверки состоит в том, чтобы составить список лиц, занимавших определенные законом должности в соответствующий период в прошлом, и установить, не занимает ли лицо, попавшее в «черный список», определенную должность в государственном аппарате сегодня.

В «черные списки» советского периода попадают штатные сотрудники органов безопасности, лица, занимавшие «руководящие должности» в коммунистической партии «от уровня районного комитета и выше», и «руководящие должности» в комсомоле от уровня «областных комитетов и выше».

«Черные списки» эпохи «преступной власти» формируются за счет лиц, занимавших должности в правоохранительной системе (прокуроры, их заместители, руководители правоохранительных органов от низшего до высшего звена и их заместители, члены Высшего совета юстиции, Высшей квалификационной комиссии судей), а также должности в среднем и высшем звене государственного аппарата, включая министров и Президента Украины. Характерно, что в «черные списки» эпохи «преступной власти» не попадают судьи и лица, занимающие выборные должности.

Судьи

На судьях хотелось бы остановиться подробнее как на представителях отдельной ветви власти, пользующихся особыми конституционными гарантиями от увольнения. Первоначальные законопроекты включали в люстрационные списки эпохи «преступной власти» также и руководителей судов, их заместителей и членов Конституционного Суда. Клеймо руководства судами или вхождения в Конституционный Суд в ту эпоху должно было дисквалифицировать судей, которые вместе с остальными запятнавшими себя сотрудничеством с прошлой властью чиновниками должны были понести люстрационную ответственность. Проект отказался от этой идеи. Дисквалифицирующим обстоятельством является теперь не руководство судом, а факт увольнения судьи за нарушение присяги (подпункт «ї» пункта 3 статьи 4 Проекта). Предусматривается, что лишь уволенные судьи подлежат ответственности, если они с момента своего увольнения снова успели устроиться на работу на государственную службу, а если не успели - то теперь и не смогут по крайней мере в течение 10 лет.

To read this article in full, please click here.

Originally published by JURLIGA. 15 August 2014

The content of this article is intended to provide a general guide to the subject matter. Specialist advice should be sought about your specific circumstances.